Для взрослых Стиль Семья Философия Красота и Здоровье
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...

Развитие ребенка. Обучение ребенка и типичные заблуждения родителей. Чему и как учить дошкольника?


<<< Дошкольник              <<<
Развитие ребенка

Обучение ребенка и типичные заблуждения
родителей

обучение ребенкаИтак,
вашему ребенку исполнилось три года. Наверное, вы безмерно рады,
что трудное и напряженное время уже прошло. Теперь не нужно вскакивать
по ночам, чтобы накормить малыша по требованию, носить бесконечно
на руках и сновать по квартире вслед за ползающим и залезающим во
все уголки маленьким чудом.

Вместе с ребенком повзрослели и вы. Теперь у вас трехлетний родительский
стаж (если, конечно, вы воспитываете первенца). Вы овладели множеством
практических навыков по уходу за ребенком и, возможно, прочитали
немало книг, посвященных воспитанию. Но вот удивительно: чем больше
вы знаете и умеете, тем острее стоит вопрос, как не ошибиться, не
опоздать, не навредить в таком сложном деле, как воспитание. Что
важнее всего для трехлетнего ребенка? Чему его надо научить? От
чего уберечь? Как быть уверенным родителем?

В помощь заинтересованным мамам и папам попробуем дать ответы на
вопросы: чему учить и как учить дошкольника.

Чему учить?

Большинство родителей в первую очередь интересует проблема интеллектуального
развития ребенка. Причем не развитие речи, внимания, памяти, а умение
малыша читать, считать, писать, говорить по-английски. Некоторые
родители прилагают максимум усилий, чтобы сделать из своего ребенка
восходящую звезду, и поэтому с трех лет водят его в англоязычный
детский сад или музыкальную школу.

Бывает, что, настойчиво идя к своей цели, родители порой забывают
о ребенке. Как развивается он физически и нравственно? Все ли звуки
выговаривает? Какие сны ему снятся? Какое занятие у него любимое?

Бескрайняя и всепрощающая любовь родителей к своему ребенку, к сожалению, не может уберечь их от некоторых ошибок воспитания, которые способны принести немало вреда для его будущего. Многие мамы и папы, стараясь дать своему чаду все, что только в их силах, со временем разочаровываются в его поступках. А причиной тому неправильное воспитание, которое сводит на нет все старания взрослых вырастить достойное потомство. Каковы же наиболее распространенные родительские ошибки в воспитании детей? Их можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся неправильные психологические установки, которые присутствуют в семье, негативно влияя на психоэмоциональное состояние ребенка. А ко второй группе относятся ошибочные действия родителей, которые повторяются изо дня в день, превращая малыша в непослушного избалованного диктатора или, наоборот, слишком забитого и запуганного тихоню.

1. Отсутствие контроля над ребенком

Знакома ли вам такая ситуация: мальчик-дошкольник сидит в группе детского сада или на площадке один, листает книгу и не желает играть с детьми или идти на занятия.
Вид новых педагогов его пугает, вызывает слезы. Уговоры и настойчивое приглашение к участию в совместных делах провоцирует агрессию, раздражение или еще большую изоляцию.

Подобное поведение может быть верным признаком усталости и перегрузки. Как мы можем в этом удостовериться? Попробуйте вовлечь ребенка в игру непосредственно после дневного сна. Если он с большей охотой присоединится к простой и увлекательной игре — знайте, ваше предположение верно, малыш испытывает серьезное утомление.
В чем причина? Современные дети зачастую испытывают высокую нагрузку: помимо сада, посещают несколько кружков, домашние игры подменяются занятиями, не соблюдается режим сна и бодрствования и т.д.

Причин перегрузки может быть несколько: высокий темп современной жизни, желание родителя дать ребенку то, чего был лишен он сам, стремление подготовиться к школе и тем самым предупредить возможную тяжелую адаптацию, а порой — даже самоутверждение за счет достижений малыша. Но «ошибкой ума» здесь является, скорее всего, незнание норм развития дошкольника. Последствиями такой педагогической и психологической непросвещенности могут быть и завышенные требования к самоконтролю ребенка, результатам его труда (рисункам, постройкам) или наоборот — убежденность в том, что неспособность ребенка самостоятельно сходить в туалет, поесть, одеться — это норма для его возраста.

2. Ребенок должен быть проинформирован. Если Вы заметили, что ребенок с вожделением смотрит на алкоголь в папином бокале или забытую в прихожей пачку сигарет, покажите ему фильм о вреде алкоголя и табака. Ваша цель в этом случае – не напугать ребенка, а показать ему реальную, грамотную в медицинском плане картину, чтобы он знал обо всех возможных последствиях. И, конечно же, скорее уберите алкоголь и сигареты подальше от ребенка!

Если допустили ошибку в воспитании детей и позволили себя пару раз ругнуться при ребенке, обязательно объясните ему, что это неправильно и некрасиво, и Вам очень стыдно за свои слова. Пообещайте, что впредь не будете допускать в своей речи неприличных выражений. И постарайтесь выполнить свое обещание!

Излишний перфекционизм по отношению к ребенку

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенку все удавалось, все его хвалили, а сам ребенок чувствовал себя самым лучшим. Родительская гордость и честолюбие, знаете ли… Другое дело, что одни родители способны принять тот факт, что ребенок – самостоятельная личность со своими способностями, достоинствами и недостатками, а другие упорно пытаются вылепить из своего отпрыска образ на свой вкус.

Психологи сходятся во мнении, что такая ошибка в воспитании детей – следствие тайных желаний родителей, их нереализованных мечтаний. В этом случае детские успехи становятся для нереализованных в жизни мам и пап отражением собственных побед. Но такая позиция является в корне неправильной и приводит к нежелательным последствиям. Ребенок, воспитанный в атмосфере перфекционизма либо не научится отвечать за себя и свои поступки и будет инфантильным, либо взбунтуется и будет делать все назло. Есть еще и пограничный вариант – ребенок будет чувствовать себя неуютно, но по привычке будет стремиться всем угодить. Как видите, ни один вариант не является по-настоящему желаемым. Да и, согласитесь, глупо требовать от ребенка быть лучшим во всем. Кто-то силен в математике, кто-то в литературе, а кому-то легко даются языки. Все люди разные – и это хорошо!

С момента возникновения человеческой цивилизации дети считались собственностью родителей, чем в некоторой степени и объясняется жестокое отношение к ним. Детоубийство для многих поколений было общепринятой практикой. От нежеланных детей и младенцев с врожденными пороками регулярно отказывались еще в Вавилоне, Древней Греции и Древнем Риме. Даже в Англии в раннюю эпоху законы оправдывали за детоубийство, если оно совершалось в первые дни после рождения ребенка. И только во второй половине XX века во многих странах стали приниматься специальные законы, обязывающие сообщать о фактах жестокого обращения с детьми, чем было подтверждено, что жестокость по отношению к ребенку – это серьезная социальная проблема.

Свою задачу в рамках данной работы мы видим в том, чтобы более подробно остановиться на тех психологических факторах, которые способствуют жестокому обращению с детьми в настоящее время, а также рассмотреть основные (типичные) причины родительской жестокости и отсутствия заботы о ребенке.

Как свидетельствуют исследования зарубежных авторов, число случаев жестокого обращения с детьми в крупных городских районах гораздо выше, чем в небольших городах, пригородах или сельской местности. Среди рабочих, занятых физическим трудом, уровень применения насильственных действий по отношению к детям на 45% выше, чем среди служащих. Люди, имеющие более высокий уровень образовательной подготовки, более агрессивны к детям, при этом формы их насилия носят «утонченный» характер.

Жестоко относящиеся к детям люди настолько эмоционально неустойчивы, что не в состоянии удовлетворить насущные потребности своих детей. Во многих случаях родитель, плохо относящийся к ребенку или не заботящийся о нем, оказывается не столько жестоким и отчаявшимся, сколько введенным в заблуждение, беспомощным в вопросах воспитания или страдающим от какой-либо патологии. Тем не менее, существует ряд типичных психологических причин родительской жестокости, на которых остановимся более подробно.

1. В семьях, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок-мишень, на которого члены семьи, в том числе и супруги, пытаются спроецировать все свои проблемы. Его считают особенным, отличающимся от других: либо слишком активным, либо чересчур пассивным, и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике, являться любимчиком одного из родителей, может иметь недостаток, который раздражает его мучителя, считаться злым, иметь физические или умственные недостатки или появиться на свет несвоевременно.

2. Критическая ситуация в семье или стечение обстоятельств часто вызывают вспышки жестокого поведения. К ним можно отнести потерю работы, разлуку с любимым человеком, смерть кого-то из близких, нежелательную беременность, эмоциональную подавленность или даже любое незначительное событие, принципиально важное для взрослого, который сам отчаянно нуждается в утешении.

3. Многие родители эмоционально не готовы к той ответственности, которые налагают на них материнство или отцовство, и зачастую либо слишком близко к сердцу принимают неприятности, связанные с выполнением родительских обязанностей, либо попросту их игнорируют. В детском возрасте у них не были сформированы навыки межличностного общения. Дефицит эмоционального воспитания, который они испытывали в столь значимые для их личностного развития годы, ограничил их способность относиться к себе с уважением и взаимодействовать с другими.

4. Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Необходимо знать, что в раннем детстве, да и в дошкольном возрасте, дети не могут сразу выполнить любое требование. Это происходит не от непослушания, а из-за вялости реакций, замедленности осознания необходимости новых действий, инертности временных нервных связей в коре больших полушарий. А родители могут ожидать сиюминутного подчинения, беспрекословного выполнения требования, оказывая на ребенка непосильное для него давление. Основные психические напряжения и «трудное» поведение появляются у ребенка чаще всего в так называемые критические (кризисные) периоды его развития, когда возникают и начинают активно проявляться новообразования в физической, духовной и нравственной структуре формирующейся личности. И чем раньше родители разберутся в этой обстановке, тем меньше вероятности для возникновения напряжений и деформаций в психических и нравственных отношениях ребенка, тем меньше он нуждается в «силовых» методах воспитательного воздействия со стороны родителей.

5. Модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения к другому. Строгие наказания обычно не считаются насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции. Как полагают психологи, до 90% родителей, проявляющих жестокость по отношению к детям, хотя и заботятся о них, тем не менее, имеют ограниченный круг навыков семейного воспитания, поскольку следуют той модели, которую они получили в наследство.

6. Весьма типична для семей, в которых царит семейное насилие, изоляция от внешнего мира. Многие из них живут замкнуто и не пользуются ничьей помощью. Присущее им недоверие ведет к отрицанию попыток со стороны соседей наладить с ними сотрудничество.

Правильно жалеть тоже надо уметь. Не надо гладить и дуть на больное место. Кроме того, что этими действиями мы можем способствовать попаданию в ранку микроорганизмов, ребенку это никак не поможет. Намного лучше в такой ситуации просто обнять малыша и погладить его по голове или ободряюще постучать по спинке. А когда он успокоится, разберите ситуацию и выясните, как можно было избежать того, что случилось. Не ищите виноватых: асфальт не виновен в своей шероховатости, а стекло не виновно в своей остроте. И вины ребенка тоже нет! Просто укажите, где была его ошибка, и оставьте ему сделать выводы самостоятельно.

8. Не ограничивайте проявление эмоций

Почему-то считается, что, если ребенок плачет, его надо постараться поскорее успокоить. То ли это от боязни того, что окружающие плохо подумают о маме, то ли от безграничной любви к ребенку. Но это неправильно.

Плач – это проявление эмоции. Со слезами уходит напряжение, и это помогает отрицательным эмоциям не накапливаться. Если же не давать им выход, они будут терзать и мучить. Развивается нервное напряжение, стресс и даже депрессия. А такие состояния уже негативно влияют и на физическое здоровье: человек ослабевает, часто болеет, прогрессируют имеющиеся заболевания и появляются новые.

8. Необузданные амбиции родителей. Взрослые в семье пытаются реализовать через ребенка то, чего не сумели достичь сами, не считаясь с его интересами и желаниями. Например, отдают его в плаванье не для того, чтобы он физически развивался и укрепил здоровье, а исключительно из желания сделать из своего чада чемпиона.

Последствия: если ребенка не привлекает данная деятельность, то, вырастая, он будет протестовать любым способом. Если деятельность по душе, но он не оправдывает чаяния родителей, то формируется низкая самооценка, недовольство собой.

6. Учите детей, что жизнь ― это вечный выбор и компромиссы; невозможно получить все и сразу

7. Побуждайте выполнять задачи из мира взрослых (хотя бы на учебных примерах): оплачивать счета или брать на себя ответственность за другие дела. Посмотрите TED-выступление Кэмерона Херольда «Давайте растить предпринимателей из детей»

8. Познакомьте с возможным наставником из числа ваших знакомых

Что делать? Не поддаваясь эмоциям, разъяснить ребенку возникшие обстоятельства, делая его равноправным соучастником происходящего.

Воспитание ребенка – тяжкий труд, но исправлять допущенные ошибки и перевоспитывать заново – еще сложнее. Многие родители понимают свои ошибки слишком поздно, встречая холод и равнодушие своего выросшего ребенка.

Щоб отримати позитивні емоції на весь день відвідайте розважальний портал pro-status.com.ua на я кому знайдуться цікаві новини для всіх члеів сім’ї.

(голосов:0)
Похожие статьи:
Воспитание ребенка в неполной семье

Разделы:Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Уважаемые коллеги!

Пишу о том, что глубоко волнует меня. И как учителя, и как женщину - мать двоих сыновей. Сегодня среди педагогов идут споры: как учить? Чему учить? Но, при нынешней демографической ситуации, мне кажется, важнее вопрос: кого учить?


детские истерики и капризы

В каждой семье с рождением ребенка практически сразу появляется проблема – ребенок плачет! Что делать? Как понять, плачет ли ребенок по какой-то серьёзной причине, или он просто капризничает? Даже когда ребенок подрастает, становится старше, родителям не всегда удаётся понять — почему их ребенок капризничает, нередко доходя до истерики и доводя маму, папу, а заодно и бабушку с дедушкой до полного отчаяния? Как бороться с капризами ребенка? Хотелось бы помочь им найти правильный выход из таких ситуаций. Для этого необходимо научиться определять, когда слёзы ребенка – это просто детские истерики и капризы, а когда – сигнал тревоги, с помощью которого ребенок сигнализирует взрослым о том, что с ним не всё благополучно. И если это всё-таки капризы, то почему они возникают и что необходимо делать, чтобы прекратить их? Ведь зачастую родители просто не знают, как справиться с детскими капризами.


Говорят, дети индиго посланы к нам, чтобы спасти мир. Если же говорить, о фактах, то на сегодняшний день, детей (или уже выросших детей) с аурой индиго зарегистрировано уже более 30 миллионов и пока попыток спасти мир они не осуществляли.

Вопросов в тесте: 13
Был пройден 11681 раз


Комментарии к статье Как не ошибиться в воспитании ребенка:
loading...
Загрузка...


2015-2016