Для взрослых Стиль Семья Философия Красота и Здоровье
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...

Права и свободы человека и гражданина

Права и свободы человека и гражданина

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  • равенство мужчины и женщины;
  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.

Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения.

Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.


Бывает и наоборот – человек ощущает себя свободным. Что хочет, может купить, куда угодно поехать. Но действительно ли это свободный человек? Что такое реальная свобода личности и как ее обрести?

Для тех, кто хочет победить уныние и обрести счастье - онлайн курс-тренинг: «Из несчастного стать счастливым»\

Если пойти «от противного», свобода – это противоположность, скажем, рабству. Когда мы делаем что-либо в какой-то степени в угоду другим, из-за внешнего давления, против своей воли – это рабство.

Посмотрим, что происходит с людьми. На самом деле, все это легко увязывается с деньгами. Мы мало что делаем ради удовольствия, не за деньги. Работа не за деньги – это же жертва своим временем, интересами. Хотя она очень ценится обществом. Подобную жертвенность в какой-то степени можно назвать свободой. Но сейчас подобная тенденция не развита. В основном мы работаем ради денег. Женимся потому, что принято. Носки стираем, потому что надо. Иначе мы бы ничего не делали.

Кроме того, мы зависим от того представления, которое формируется о нас у других людей. Мы крайне зависим от мнения людей и от своих собственных притязаний: нам всегда мало власти, похвалы и денег. Собственные притязания ввергают нас в зависимость от того, на что эти притязания направлены. Мы начинаем делать такие вещи, которые нам, по сути, делать не хочется: вставать рано утром, помогать кому-то в чем-то, звонить куда-то. Но мы хотим, чтобы нас считали хорошими! И потому вынуждены идти на какие-то жертвы. Вместо того чтобы утром поваляться в постели, нам надо встать и куда-то идти, чтобы мнение о нас было вполне достойное. Плюс деньги. На какой ляд нам эти деньги? И вот тут включается наше самомнение. Мы думаем примерно так: «Я же себя не на помойке нашел. Вот те балбесы пусть ездят на «жигулях». Но я-то достоин большего! И должен посадить свою попу в машину со всеми удобствами. Я буду много работать, буду рано вставать и поздно возвращаться! А потом я буду ездить на этой машине, всем ее показывать и докажу всем, чего я стою!»…

Иногда власть – это даже большая зависимость, чем деньги. Некоторые считают: «Пусть мне будут поменьше платить. Пусть я домой не буду приходить и буду вместо этого дневать и ночевать на работе. Но лишь бы мне получить еще одну звездочку на погоны, потому что это подтвердит мои притязания. Я докажу себе, что я не какой-то Вася Пупкин, сержантишко жалкий, а целый подполковник».

Ну и так по всему спектру наших зависимостей. Зависимости от мнения, социального статуса, власти ограничивают нашу свободу.

– Зависимость от денег – самый яркий пример. И, похоже, это самая главная зависимость?

– На нынешнем этапе развития культуры это самая основная зависимость. Но что такое на самом деле деньги?

– Резанная зеленая бумага?

– Да, так оно и есть. Если говорить о функциях, которые они выполняют, то можно сказать, что деньги выполняют функцию обмена на материальные ценности. Это мы знаем из курса экономики. Понятно, что деньги – это необходимый инструмент, который всегда был и, скорее всего, до самого конца будет. Потому что использовать в качестве денег беличьи хвосты (это мы уже проходили) несколько неудобно. Но должно существовать какое-то универсальное и удобное средство обмена.

Но вопрос стоит даже не в самих деньгах, будь то беличьи хвосты, золотые монеты или разноцветная резаная бумага. Речь идет о мотивации их накопления. И здесь выясняется такая закономерность: люди зарабатывают и копят деньги (кстати, деньги – это же эквивалент затраченной энергии) ПРОСТО ТАК. Мы тратим всю жизнь в безумной гонке, лишаясь добровольно свободы в обмен на зарабатываемые деньги.

1) Природная необходимость означает, что человек не может отменить законы развития природы (закон всемирного тяготения, строение материи), но человек может познать эти законы, а значит, делать открытия, управлять природными процессами, предвидеть последствия.

2) Социальная необходимость - это зависимость от общественных условий (норм права, морали, традиций, общественного мнения). К. Маркс говорил, что жить в обществе и быть свободным от общества невозможно. В обществе существуют определенные общественные условия, нормы морали, права, традиции, общественное мнение. Под их воздействием формируются и определенные модели поведения, которые человек должен учитывать, живя в обществе.

Итак, познавая необходимость (как закономерности развития природы и общества), человек расширяет свою свободу. Э. Фромм утверждал, что свобода - это действие на основе осознания альтернатив и их последствий.

Нашли отмазку на все случаи жизни -

НА ТО ВОЛЯ БОЖИЯ!

Вот эти соображения, мне кажется, позволяют понять нам с вами принципиальную христианскую позицию по отношению к свободам, то есть к правам человека, которые должны предоставляться обществом каждому человеку. Эта позиция в своем существе заключается в том, что все условия социального существования человека, включая, в первую очередь, свободы, никогда не могут рассматриваться в качестве самоцели: они только средство, а не цель. Обращаю ваше внимание, друзья мои, на это. Повторяю вам еще раз: сейчас эти свободы всюду рассматриваются как самоцель, речь идет только о правах человека и свободах. Вот, например, сейчас в связи с чеченской войной, когда к нам приезжают западные эмиссары, что их в первую очередь беспокоит? Не нарушается ли свобода человека. Когда вы хватаете преступника, то вы, оказывается, нарушаете его свободу! Их не беспокоит при этом, в каком состоянии находится человек, что он может сделать, какой принести вред другим людям, – все это вторично! Первичным являются вот эти права, внешние свободы.

Вы теперь видите, что христианство в данном вопросе занимает совершенно иную позицию: внешние свободы и права рассматриваются лишь как условия, причем совсем не самые важные, совсем не самые главные, а только одни из условий, которые желательны, но не необходимы, для приобретения духовной свободы человека. Вот здесь христианство и мир решительно расходятся между собой: для христианства первична духовная свобода, для мира – внешние свободы. Для мира духовная свобода вообще, если хотите, лишнее понятие, для христианства оно является единственно ценным. Христианин-раб может быть духовно свободным; мир этого не понимает.

Теперь мне хотелось бы поговорить вот о чем: какова та цель, которая для христианства является главнейшей, как мы должны ее понимать. Что предполагает понимание того нового человека, о котором пишет апостол Павел? Как это учение должно корректировать наше понимание смысла внешних свобод и прав. Здесь мы с вами подходим к наиболее важным вещам, которые нам нужно оценить.

В христианстве все вопросы оцениваются с точки зрения одного критерия. Этот критерий – Бог есть любовь. Как только мы произнесли: «Бог есть любовь», тем самым мы высказали следующую глубочайшую истину о том, что основным и даже, точнее, – единственным безусловным и абсолютным законом нашего бытия является любовь. Чем больше человек в своей жизни приближается к исполнению этого закона, осуществлению его, тем более он свободен и благ и нов. Чем более он отходит от этого закона, нарушает этот закон, тем менее он свободен, тем более он страдает, и тем большее зло он испытывает на самом себе. Мы подчас просто не придаем значения этой величайшей истине, которую не знал и не знает мир сей. Христианство открыло нам эту величайшую истину.

Итак, исходя из упомянутого закона, мы можем сделать вывод, что только те права и только в тех границах достойны общественного признания и одобрения, с христианской точки зрения, которые способствуют воспитанию в человеке истинной любви. Вот критерий, которым мы должны руководствоваться при оценке тех или иных прав: способствуют ли они воспитанию в человеке любви к окружающим людям? Если – да, то эти права хороши, в этих границах они хороши. Если они, напротив, слишком легко поддаются искажению, если их слишком легко извратить, то, следовательно, они худы. Что с точки зрения христианства наиболее активно разрушает дух любви в человеке? Развитие страстей. Каков их корень? Напоминаю вам три «с»: славолюбие, сребролюбие, сластолюбие. Это из поучений аввы Дорофея. Вот он, этот трехрогий … дракон, который, оказывается, порождает всю сумму зол и страданий, которые есть в нашем мире. Эти три страсти в своем развитии, давая начала многим другим, убивают (слышите – убивают!) в человеке то, что именуется любовью. Невозможна любовь там, где эти страсти культивируются: там, где господствует страсть к славе, страсть к наживе, страсть к наслаждениям, там не может быть любви. Запомните, пожалуйста, это! Нас иногда спрашивают: что худого вы видите в том, что происходит? Мы отвечаем: закон (закон!) состоит в том, что там, где культ этих страстей, там не может быть любви. А где нет любви, там что, следовательно, есть? Противоположное! Любовь есть жизнь. Нет любви – есть смерть. Где нет любви, там потенциальная смерть, которая становится и реальной, неминуемо становится реальной.

Итак, критерием христианского понимания свободы является вот это великий принцип любви, по которому мы можем оценивать, если хотите, все явления окружающей жизни. Отсюда мы можем вновь обратиться к догматической постановке вопроса: кто обладает абсолютной свободой? Бог. Это совершенно ясно. Он есть и абсолютная любовь. Абсолютная духовная свобода – это свойство Бога. Кто из смертных достигал духовной свободы? Святые, преподобные, очистившиеся от страстей. Кстати, очень удачно соотношение святости и свободы выразил блаженный Августин. «Велика свобода – быть в состоянии не грешить, но величайшая свобода – не быть в состоянии грешить». Интересная мысль.

Вообще же современный человек является неприкосновенным. Возможность обращаться в суд каждый раз, когда были нарушены те или иные наши права, на самом деле многого стоит. Мы вправе пользоваться принадлежащим нам имуществом по собственному усмотрению, исповедовать ту религию, которая нам нравится (можно и не исповедовать никакой вовсе), можно пользоваться всем тем, что полагается нам по праву. Что здесь важно? В первую очередь то, чтобы мы, реализуя свои права и свободы, никак не ущемляли права и свободы других людей. Великий мыслитель сказал, что свобода одного человека заканчивается в том самом месте, где начинается свобода другого.

Социальная ответственность выражается в склоннос­ти человека вести себя в соответствии с интересами дру­гих людей.

  • основ конституционного строя
  • нравственности
  • здоровья
  • прав и законных интересов других лиц

• обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Реальная свобода — это свобода
выражать себя как личность в основополагающих сферах жизни, а как раз в этой
сфере свободы у члена экономического общества нет. Но у него есть свобода передвижений,
свобода смены мест работы, свобода потребления, а духовная свобода для него абстрактный
фантом, словосочетание, не имеющее конкретного содержания.

И это не явление сегодняшнего
дня, это характерная особенность самой материалистической цивилизации, отрицающей
духовное начало. Как писал Алексис Токвиль в 1836 году: «Что ошеломляет в Америке
— это не останавливающееся движение и постоянные изменения, но человеческое существование
чрезвычайно однообразно и монотонно, потому что все изменения и непрекращающееся
движение ничего не меняют в содержании, в сущности самой жизни. Человек находится
в движении, но это движение чисто физическое, его внутренний мир неподвижен».

Свобода духа, свобода внутренней
жизни, была одной из основных ценностей, одной из целей Прогресса, средством её
реализации должна была стать развитая экономика. Давая массам достойные формы
существования, общество сможет стимулировать рост духовного богатства свободного
от борьбы за физическое выживание человека. Но, в процессе развития экономики,
средство стало целью.

Общество, состоящее из свободных
личностей с ярко выраженной индивидуальностью, было мечтой лишь в самом начале эпохи
Прогресса, когда ещё были сильны традиции культуры аристократического общества.
Сегодня — это уже ушедший в прошлое атавизм, в процессе роста экономики и создания
массового общества уникальная личность, поднимающаяся над безликой толпой, утратила
свою былую ценность. Массовое общество — это общество равных, отбрасывающее
всё, что поднимается выше среднего уровня.

Михель Гофман, кандидат социологических наук, Колумбийский университет, Нью-Йорк.

См. также:

Минимальная личность

(голосов:0)
Похожие статьи:

Петер М.Р.Стирк, Дэвид Вейгалл


Понятие свободы, независимости (“liberty”, “freedom”) имело множество трактовок
и употреблялось во множестве значений. Мы говорим о свободе вероисповедания,
свободе слова — устного и письменного, свободе объединений и участия в
политической деятельности (см. источники 6 и 8). Все шире употребляются
понятия экономической независимости, свободы от нужды, свободы национального
самоопределения (см. источник 5). Именно столь частое употребление слов
“свобода”, “независимость” заставило теоретика-политолога Бернарда Крика
заметить: “Концепция свободы имеет столь большое значение, что мы с трудом
можем ее сколь-либо точно сформулировать, пытаясь привязать к ней все общечеловеческие
ценности”.


Понимаешь, чего стоит свободное мненье.


Анна Костикова

Линия жизни становится точкой,

Строчки и дни, стишок за стишком,

Быть другим - это значит быть всегда одному.
Выбирай, что тебе - суму или тюрьму.
Никому просто так не даётся свобода,
Из неё нет выхода, и в неё нет входа.



МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РФ


НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ


Факультет
бизнеса


Кафедра
экономики
сервиса


Реферат по
дисциплине
«Профессиональная
этика и этикет»


на тему:

Соотношение
понятий «этика»,
«мораль»,
«нравственность»


Комментарии к статье В чем свобода человека:
loading...
Загрузка...


2015-2016